Сокровища вспоминания

 
 

Сокровища вспоминания




 

 

Джалал ад-Дин Руми, «наставник с сияющим сердцем», — величайший пер-

сидский поэт-суфий, один из самых известных и читаемых поэтов во всем мире,

не только на Востоке, но и на Западе. Главный труд Руми, «Маснави» —

«Поэма о скрытом смысле», заслужившая название «Коран на персидском

языке», является подлинной энциклопедией суфизма в стихах.

 

Суфизм — духовная мистическая традиция, исторически связанная с исламом,

но корнями уходящая в глубины человеческой истории. В книге представле-

ны переводы произведении Джалал ад-Дина Руми на русский язык, выпол-

ненные в духе суфийской традиции.

 

 

Звук хлопка не возникает от одной руки.

Жаждущий стонет: «О вкуснейшая вода!»

Вода взывает: «Где тот, кто выпьет меня?»

Жажда в наших душах есть магнетизм Воды:

 

Мы — это Она, а Она — это мы.

 

111, 4397-4399

 

Сто раз ты принимаешь решение

отправиться в некое путешествие —

Он притягивает тебя куда-то еще.

Он поворачивает узду во все стороны,

чтобы необъезженная лошадь

 

получше узнала наездника.

Сообразительная лошадь скачет ровно,

поскольку знает, что на ней сидит всадник.

Он устремил свое сердце к сотне страстных желаний,

 

разочаровал тебя, а затем разбил твое сердце.

Он сломал крылья твоих первоначальных намерений, —

 

как же ты можешь сомневаться

в существовании Крылокрушителя?

Его предопределение оборвало веревку пустых затей, —

как же ты можешь оставаться слеп к Его Повелениям?

III, 4456-4461

 

Твои решения и намерения

время от времени осуществляются,

чтобы с помощью надежды

твое сердце могло бы породить

еще одно намерение, которое Он

мог бы опять разрушить.

Ведь если бы Он полностью лишил тебя

преуспеяния, ты бы отчаялся:

 

как же тогда посеешь зерно ожидания?

Если сердце твое не посеет это зерно

и не столкнется затем с бесплодностью,

как оно распознает свое смирение пред Божьей волей?

Благодаря неудачам влюбленные постигают Господа.

Неуспех — проводник на пути в Рай.

 

Помни хадис^

«Рай окружен болью».

 

III, 4462-4467

 

Тот, кто переполнен Нашей благодатью,

не принуждается;

 

нет, он свободно избирает служение Нам.

Сказать по правде, цель свободной воли

в том, чтобы свободную волю утерять.

 

IV, 401-402

 

Наше сокровенное сознание подобно корню дерева.

И как древесная твердь распускается листьями,

так в душах и умах

листья растут соответственно корню.

С древа веры крылья воспаряют в небо:

 

«Корень его тверд, а ветви в небесах»1.

 

III, 4386-4388

 

Когда ощущение духовного сжатия

овладевает тобой, о путник,

это для твоего же блага.

Пусть не сжигает тебя скорбь,

ведь в состоянии расширения

и ликования ты растрачиваешь.

Этот энтузиазм для равновесия

требует дохода в виде боли.

Если бы всегда стояло лето,

иссушающий жар солнца сжег бы сад

до корней вглубь земли.

 

Увядшие растения никогда бы не зазеленели вновь.

У декабря — кислое выражение,

но он полон доброты.

Лето смеется, но, тем не менее, разрушает.

Когда приходит духовное сжатие,

узри в нем расширение;

 

возрадуйся и не хмурься.

 

III, 3734-3739

 

Наблюдай за свойствами расширения и сжатия

в пальцах твоей ладони:

 

после сжатия кулака

наверняка приходит разжатие.

Если бы пальцы всегда были сжаты

 

или всегда разжаты,

их владелец стал бы увечным.

Твое продвижение направляется

этими двумя свойствами,

 

они необходимы тебе

как два крыла — птице.

 

111, 3762-3766

 

Еда, чтоб набить полный рот, —

дар любого плодоносящего древа,

но дар горла — от одного только Бога.

Он наделяет горлом тело и дух;

 

Он дает подходящее горло каждой части тебя.

 

III, 17-18

 

Запах гордыни, алчности и похотливости

выдаст тебя, как съеденный лук,

когда ты заговоришь.

Многие молитвы отвергаются из-за их запаха;

 

испорченное сердце проявляет себя на языке.

 

Но если твои намерения чисты,

Бог приемлет даже неуклюжие речи.

 

III, 166-171

 

Много ли одержано побед

без духовной борьбы и терпения?

Претерпевать ради чаши

Божественного Знания не тягостно;

 

будь терпелив,

ибо терпение — ключ к радости.

 

III, 211-212

 

Для любого путника без проводника

каждое двухдневное путешествие

превращается в столетнее странствие.

Тот, кто практикует ремесло,

не имея при этом учителя,

станет посмешищем, где бы он ни жил.

 

III, 588

 

И сухая, и свежая ветвь близки к солнцу, —

как можно спрятать солнце от любой из них?

Но насколько же величественнее близость той ветви,

которая дает тебе насладиться созревшим плодом!

 

Своей близостью к солнцу

пускай сухая ветка обретет, если сможет,

что-либо, кроме более скорого усыхания!

О человек без мудрости,

не будь тем пьяницей,

что, приходя в себя, испытывает сожаление.

 

Будь одним из тех, кто пьет вино Любви

и к чьей опьяненности стремятся зрелые умы.

 

III. 707-711

 

Ты подслащиваешь свой аппетит привкусом фантазий,

 

ты дуешь в мешок самости и наполняешь его.

Затем один укол иглы — и ты остался без воздуха.

Так пусть ни один разумный человек

не будет наполнен ветром!

 

III, 718-719

 

Тщеславие и похвальба отталкивают добрые дела

и отламывают ветвь милосердия от ствола древа.

 

Говори честно или же храни молчание,

и тогда узришь благодать и насладишься ею.

 

III, 751-752

 

Из-за того, что фараоново тружение

не получило Божьего благословения,

всякое его сшивание

было, на самом деле, раздиранием.

 

III, 840

 

Движется ли он медленно или скоро,

ищущий человек обрящет.

Ищи всегда и всем своим существом,

ведь поиск — превосходный проводник на пути.

Хотя ты увечен и прихрамываешь,

хотя тело твое согбенно и неуклюже,

неустанно волочи ноги к Единому.

Сделай Единое своим священным поиском,

И в речи, и в молчании, и в ароматах —

повсюду улавливай благоухание Царя.

 

III, 978-981

 

Надежнейшее место, чтобы укрыть золотые сокровища, —

какой-нибудь безлюдный, потаенный уголок.

Зачем ты стал бы прятать клад

на самом виду?

И потому сказано:

 

«Радость скрыта под скорбью».

 

III, 1133-1134

 

Сей мир подобен древу,

а мы — полусозревший плод на нем.

Незрелый плод крепко держится за ветку,

поскольку из-за своей незрелости он не готов для дворца.

Когда плод созрел, сладок и сочен,

он, закусив губу, ослабляет свои тиски.

Когда рот подслащен блаженством,

мирское царство теряет свою привлекательность.

Крепкая привязанность к миру указывает на незрелость.

Пока ты — зародыш,

ты занят кровососанием.

 

III, 1293-1297

12

 

Ной сказал: «Я не смотрю ни на кого, кроме Тебя,

 

а если и взгляну, то это лишь предлог,

ибо Ты — истинный объект моего всматривания.

 

Я влюблен в Твое творчество —

и когда я испытываю благодарность,

 

и когда требуется терпение.

Как могу я полюбить, словно неверный,

 

то, что сотворено Тобою?»

Любящий Божье творчество славен,

но полюбивший тварь лишен веры.

 

III, 1359-1361

 

«Я лишь жилище возлюбленной,

не сама возлюбленная:

 

подлинная любовь — к сокровищу,

а не к сундуку, его содержащему».

Истинная Возлюбленная ни с чем не сравнима,

она твое начало и твой конец.

Когда найдешь такое,

уже не ожидаешь ничего другого:

 

она и явлена, и сокрыта.

Она — владычица твоих состояний,

не зависящая ни от кого.

 

III, 1417-1420

 

О Ты, предъявляющий требования внутри меня,

подобно зародышу,

поскольку они исходят от Тебя,

сделай их выполнение легким.

Укажи мне путь, помоги мне,

а иначе откажись от Своих притязаний

и сними с меня это бремя!

 

13



Создан 26 дек 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником